МЕНЮ
    
  • 
     ОБ ОРГАНИЗАЦИИ 
  • 
     НОВОСТИ 
  • 
     СОБЫТИЯ МЕСЯЦА 
  • 
     АГЕНТСТВО ДОБРЫХ ДЕЛ 
  • 
     МОЛОДЕЖНАЯ ПЕРЕМЕНКА 
  • 
     ИСТОРИИ О ЛЕНИНСКОМ ОКРУГЕ 
  • 
     КРАЕВЕДЕНИЕ 
  • 
     ФОТОГАЛЕРЕЯ 
  • 
     ПАРТНЕРЫ 
  • 
     КОНТАКТЫ 
  • 
     ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ЛЕНИНСКОМ ОКРУГЕ 
  • 



Задать нам вопрос!
Имя:

Телефон:

e-mail:

Текст сообщения:

Код проверки:
Код





НАЗВАНИЕ БЛОКА

Содержимое короткого блока




Атаманский хутор

Атаманский хутор на фоне эпохи

 Атаманский хутор, как первоначально называли Ленинский округ, сначала был крупным поселением Сибирского казачьего войска. Открытие движения по Великой Сибирской магистрали, устройство станции явились главными факторами возникновения Атаманского хутора, населенного казаками и разночинцами. В архивном фонде Сибирского казачьего войска хранится постановление присутствия Войскового хозяйственного правления от 18 апреля 1896 года «О разрешении обществу Омского городского поселения образовать новый хутор близ вокзала железной дороги».

 7 июля 1899 года по Сибирскому казачьему войску был издан приказ № 116, в котором объявлялось, что Военный Совет 7 мая 1899 года (19 мая по новому стилю) внёс в список станиц и посёлков Сибирского казачьего войска Атаманский хутор с подчинением его Омской станице. Эта дата считается днем рождения современного Ленинского округа.

     Старый ОмскТерритория Атаманского хутора занимала большой район между станцией Омск и Иртышом. Современные его границы: улицы Труда, Лобкова, проспект Маркса до площади Серова, берег Иртыша, а также район ближайших за вокзалом улиц. В 1903 году население составляло около 10 тысяч человек. К 1917 году Атаманская станица превратилась в одну из самых богатых и влиятельных в Сибирском войске. Население её с 1903 года увеличилось в 4 раза. Станичное правление состояло из одних казаков. Своей основной заботой они считали взыскание с «разночинцев» арендной платы за усадебную площадь и выпас скота. Между городом и станцией была построена железнодорожная ветка длиной в 3,5 версты для перевозки пассажиров и грузом взамен гужевой дороги которая весной и осенью становилась непроезжей. 21 апреля 1917 года открылось автобусное сообщение.       В начале 1910 года в Атаманском хуторе было 2 площади, 29 немощёных улиц, вдоль которых были проложены деревянные тротуары и около 3 тысяч жилых строений. Лишь два из  них - каменные. Улицы освещались редкими керосиновыми фонарями. Большинство железнодорожных станций освещались электричеством. По данным 1911 года в Атаманском хуторе имелось 156 лавок, 11 постоялых дворов, 19 пивных лавок, 9 трактиров, 4 столовых, 3 меблированных комнаты, 2 фотографии и 1 кладбище. На территории хутора располагались: паровой маслодельный и красочный заводы товарищества «Довборы», крупные мельницы Ковалёва и Смирнова, бойня, завод мясных консервов. В 1915 году на Атаманском хуторе работали электротеатры: «Арарат», «Фурор», «Саргон», «Модерн». Владельцы этих кинематографов – А. С. Агаянц, Г. Г. Ландзидель – неоднократно проводили благотворительные сеансы. Популярностью пользовалась железнодорожная библиотека. В канун февральской революции в 10 начальных школах хутора насчитывалось 2260 учащихся. Первое среднее учебное заведение – частная гимназия Васильева открылась лишь в 1917 году.

 

Десятки тысяч новых поселенцев прошли через переселенческий врачебно-питательный пункт. Здесь, в самый разгар переселения скапливалось более 3 тысяч переселенцев. Начальником охраны Атамановского хутора в 1919 году был Гладкий-Прохоренко Антон Андреевич.

 Одновременно с Атаманским хутором росли и другие посёлки, прилегающие к железной дороге. Чёрный городок – селение на берегу Иртыша у железнодорожного моста. Здесь жили строители дороги. Рабочие паровозного депо, кочегары, смазчики. Площадь южнее насыпи за Чёрным городком принадлежала Порт-Артуру. Название посёлка возникло в связи с Русско-японской войной 1904-1905 г.г. частичкой Порт-Артура был рабочий посёлок Треугольник. Первые его постройки – лачуги и землянки строителей транссибирской магистрали. Главная улица после гражданской войны была названа Первой Советской. Южнее паровозовагоноремонтного завода размещался Красный городок. В начале 20-годов XX века здесь во временных бараках расквартировались подразделения Красной Армии.   Впервые  название  «Московка» появилось в приказе № 110 Омской железной дороги в апреле  1920 года  «Об  административном делении линии по  службам».

 Название «Московка»  разъезд 753 версты  получил от деревушки «Новая Москва», которая была основана в 1893 году на восточной окраине Омска, в нескольких  километрах южнее железнодорожной линии. С момента открытия разъезда на нём работал  телеграф. Освещение  разъезда производилось в основном керосиновыми лампами плоского горения и коптилками. Со второй половины  1928 года  разъезд «Московка» во всех документах именуется как станция.

     С сибирским казачьим войском связана история возникновения и первоначального развития Ленинского рынка. Вскоре после образования Атаманского хутора значительный доход казачьему обществу стал приносить открытый в октябре 1897 года еженедельный торжок по понедельникам, превратившийся в июне 1900 года в постоянный базар, и начиная с 1902 года ежегодная (с 17 по 25 декабря) ярмарка. На базарной и ярмарочной площадях сдавались в аренду торговые лавки, складские помещения, построенные на средства станицы. В то время его чаще называли не славянским словом «рынок», а именно на азиатский манер «базар» («пазар»). Может из-за того, что в мясных рядах за прилавками стояли в основном татары и казахи, зазывавшие покупателей на молодую баранину, конину, кумыс. Русские, украинцы предлагали землякам свинину, картофель, овощи, а зимой – самосбитое масло и кружочки замороженного молока. В жару ребятишки близлежащих порт-артуровских кварталов лихо вели торг обыкновенной колодезной водой, редиской, бобами и другой огородной мелочью.

  Атаманский хутор, образовавшийся на землях Сибирского казачьего войска и полосе отчуждения железной дороги вблизи станции Омск являлся памятником казачьей истории и архитектуры.